Эксклюзив
Патрушев Владимир Иванович
24 января 2018
958

От качества управления – к качеству жизни

Main pat

Патрушев В.И. доктор социологических наук, профессор, почетный профессор БГУ, Президент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления 

 

  В статье рассматривается система управляемого устойчивого развития муниципальных образований, в которой действует пять центров силы: местной власти ( административный ресурс), муниципальной науки ( интеллектуальный, образовательный ресурс), финансов ( финансовый ресурс), бизнеса ( предпринимательский ресурс), и гражданского общества (общественный ресурс), объединенных стратегической целью, всеми центрами согласованной как качество жизни населения. Все пять центров силы образуют социально-экономический альянс на основе общественного договора.  Ключевые слова :  управление, управляемое развитие, центры силы, материальные и нематериальные активы, целеполагание, социальные технологии, качество жизни.

Выступая на Всероссийском открытом уроке «Россия, устремленная в будущее» Президент  РФ Путин В.В. обратил внимание на внутренний «ядерный реактор нашего народа, нашего человека, русского человека, российского человека, который позволяет двигаться вперед. Задача заключается в том, чтобы добиваться непросто лучших результатов, а качественно лучших, и не только по сравнению с тем, что было сделано в нашей стране, но и по сравнению с нашими конкурентами во всем мире. Есть страны, государства, где технологии, современные способы управления гораздо эффективнее чем у нас. Прежде всего речь идет о качестве муниципального управления и местного самоуправления.

  Тенденции и динамика изменения уровня и качества жизни населения города Белгорода исследовались научным коллективом ВЦУЖ под руководством доктора экономических наук В.Н. Бобкова неоднократно, начиная с 2001 года.

 Научный интерес к проблеме качества жизни обусловлен тем, что руководство города Первого Салюта и города воинской славы определило повышение качества жизни белгородцев принципиальным направлением социальной политики, главной целью своей деятельности. Все наши наблюдения, мониторинг уровня и качества жизни, научные выводы и рекомендации были опубликованы в специальных выпусках журнала « Уровень жизни населения регионов России» в октябре 2002 года и ноябре 2011года.(1)

  Таким образом, прослеживается динамика изменений качества жизни населения за последние 15 лет. Белгородцев всегда отличал новаторский, творческий подход к решению всех вопросов городской жизни, выявлению главного звена в цепи социальных проблем, взявшись за которое всем миром  можно вытащить всю цепь. Таким звеном было определено качество городского самоуправления. Выстраивая шаг за шагом систему управляемого  устойчивого развития еще со времен Г.Г. Голикова, систему общественного самоуправления во времена В.Н. Потрясаева,  постепенно во времена С.А. Боженова подошли к идее БИИС. Создать в городе Белгородскую интеллектуально-инновационную систему управляемого устойчивого развития, направленной на обеспечение подлинного самоуправления в форме городского ВЕЧЕ, доступное непрерывное образование каждому жителю через всю жизнь, цифровую экономику, полную трудовую занятость населения, электронную торговлю, телемедицину, электронное голосование на выборах и референдумах, самореализацию творческого потенциала каждого белгородца в системе городского самоуправления. (2) БИИС – это совокупный интеллект горожан, коллективный разум городской общины, который позволяет комплексно оценить ситуацию, просчитать множество вариантов решения городских проблем и выбрать единственно правильное решение. БИИС – это инструмент формирования городского солидарного общества, городской общины как социальной корпорации, построенного по принципу природосообразности, человеческой руки. Если все пять пальцев сжать в кулак, то сила удара, решения, возможности городского социума многократно увеличивается. Приведем высказывание Си Цзиньпина на саммите стран БРИКС: « Пять пальцев – еще не кулак. Нужна идея. Такой идеей является гармонизированный мир на основе Великого единства Веры, Разума и Силы. Их интеграция и есть тот великий путь, который объединяет духовные, интеллектуальные и материальные возможности, создает гармонизированный мир». Именно городское самоуправление превращает духовные, интеллектуальные и материальные возможности в конкретное дело повышения качества жизни горожан, однако, при одном условии. Необходимо точно определить и юридически закрепить пять центров силы в форме социально-экономического альянса, общественного договора, в котором каждая сторона принимает на себя обязательства по повышению качества жизни населения. В самом общем виде качество жизни рассматривается как степень удовлетворения всего комплекса потребностей, интересов и ценностей человека. В настоящей статье речь идет о высшей потребности человека – самореализации личности, реализовать которую каждый житель Белгорода может через систему городского самоуправления. Создают условия для самореализации личности во всех сферах жизнедеятельности согласованные действия пяти центров силы: местной власти, муниципальной науки, финансов, бизнеса и гражданского общества на принципах межсубъектного социального партнерства. (3) Если внимательно будем анализировать КПД каждого центра силы, его вклад для достижения высокого качества жизни белгородцев, то придем к важному выводу : существует большое количество резервов, неиспользованных возможностей, и прежде всего, по причине качества управления. Следовательно, улучшая качество городского управления - качество целеполагающего, организующего и регулирующего воздействия местной власти (исполнительной и законодательной ветвей) совместно, согласованно с другими центрами силы на управляемые объекты, появляется реальная возможность повышать качество жизни населения. Дело в том, что если управленческий ресурс города используется недостаточно, то все материальные (производительные силы города) и нематериальные (социальные ресурсы, жизненные силы города) активы в полной мере не задействованы. Начнем с того, что местная власть города, призванная решать до 70% все жизненных проблем горожан, не имеет достаточных бюджетных средств. Известно, что большинство муниципальных образований России являются дотационными. Местных бюджетов катастрофически не хватает. Отсюда авторитет и доверие населения к местным администрациям. Желает быть лучше профессионализм муниципальных служащих, беззаветное служение жителям города, мотивационный , коммуникационный и  духовно-нравственный ресурсы местного самоуправления. Исследования ресурсного потенциала местного самоуправления, проводимые профессором Н.С. Данакиным и профессором С.Б. Слатиновым, показывают, что местная власть как центр силы, имеет существенные резервы развития. Прежде всего, в освоении новой концепции управляемого (устойчивого, инновационного,  кластерного) развития на базе БИИС, в совокупности с другими центрами силы.(4)

Поэтому так необходимо повышенное внимание становлению и развитию муниципальной науки. Ее отличие от фундаментальной, отраслевой и вузовской науки в том, что объектом научного анализа выступает местное самоуправление, муниципалитеты, городские и сельские поселения, градоведение, жилищно-коммунальный комплекс, муниципальный социум, жизненные силы городов и деревень России. Муниципальная наука – наука комплексная. Здесь необходимо сотрудничество экономистов, управленцев, юристов, социологов, демографов, педагогов, инженеров, архитекторов, кибернетиков, психологов и других- специалистов. Известен вклад в развитие муниципальной науки БГУ, БГТУ, молодых ученых Белгорода, Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, научной школы методологов профессора О.С. Анисимова, Ноосферной общественной академии наук Субетто А.И., Белгородского института муниципального развития и социальных технологий, научно-исследовательского института комплексных муниципальных исследований отделения общественных наук РАН под научным руководством академика  РАН В.Л. Макарова. Однако, в целом по России становление муниципальной науки как экспертно-аналитического центра силы идет пока медленно. Желательно инициировать создание общероссийской государственной академии муниципальных наук в составе РАН, стимулировать в крупных и средних городах создание экспертно-аналитических центров силы на платформе БИИС.(5)

Становление и развитие 3-го центра силы – финансового, в главном зависит  от финансовой грамотности населения. Через систему БИИС важно запустить образовательную программу для всех жителей города по повышению финансовой культуры населения, вспомнить дореволюционный опыт кредитной кооперации, массовое создание в сельских общинах кредитных кооперативов, кредитных касс, кредитных союзов, в советский период - касс взаимопомощи на предприятиях. Белгородская городская община может сконцентрировать крупные кредитные ресурсы населения для микрозаймов остро нуждающимся  семьям, микрокредитование малого бизнеса и стать конкурентом нынешней кредитной системе микрокредитования. Сегодня актуально микрокредитование для развертывания сети соцмаркетов, создание двухэтажной экономики,  способных  адресно  поддержать  бедные слои населения, многодетные семьи, инвалидов, стимулировать развитие фермерских и домашних хозяйств, поставляющих напрямую (без посредников) продукты питания в соцмаркеты на принципах потребительской кооперации. Объединить финансовые ресурсы населения является выгодным и для создания новых рабочих мест для молодежи, особенно талантливой.  Именно таланты нередко после окончания вуза уезжают в Москву, Санкт- Петербург или в  зарубежные страны. Войну за таланты, которая развернулась во всем мире, можно проиграть, а можно выиграть. Белгородский городской финансовый центр силы призван предложить и реализовать свою стратегию войны за таланты, в том числе на платформе БИИС, строительстве иннополиса ( «Белые горы») по опыту города Казани, освоении цифровой экономики.(6)

Четвертому центру силы – предпринимательству в условиях финансово-экономического кризиса и экономических санкций приходится выживать и развиваться весьма непросто. Число инновационных предприятий малого и среднего типа, прежде всего в машиностроении, растет медленно. Пока нет такого прорыва, какой совершила Белгородская область в сфере птицеводства и свиноводства. Пока недостаточно влияние города Белгорода на инновирование строительного рынка и рынка промстройматериалов. В промышленности пока нет места крупным консорциумам, которые на принципах кооперации объединяют десятки и сотни предприятий, КБ, ученых, инженеров, изобретателей, способных реализовать в короткие сроки всю цепочку от идеи, опытного образца, серийного производства новых изделий, выхода на отечественные и мировые рынки, получения прибыли и обеспечение окупаемости затрат. Как показывает опыт разработки и реализации атомного и космического проектов, всегда в центре консорциума стоит ученый, изобретатель, организатор. Все другие центры силы, прежде всего, местная власть, создают условия для создания и деятельности консорциумов – флагманов инновационной экономики. Такой первый консорциум по бионаноэнерготехнологиям во главе с академиком РАН  Д.С. Стребковым можно было бы создать в ближайшее время. Главное – научиться капитализировать нематериальные активы, интеллектуальный, человеческий и креативный ресурсы, которых в Белгороде много и все они высокого качества. На 1-м городском съезде деловых людей актуально юридически оформить кластер делового мира города, избрать руководящий центр и лидера, имеющего право подписать общественный договор 5-ти центров силы, подготовить и принять масштабную стратегию управляемого устойчивого развития предпринимательства как источника реального повышения качества жизни населения.

И, наконец, 5-й самый сложный центр силы – гражданское общество. В современном значении Гражданское общество, по мнению академика В.Н. Умникова, -это «совокупность отношений в экономике, культуре, социальной, духовной и других сферах жизни, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства».Гражданское общество – это система институтов свободы, отстаивающих частные интересы граждан. При этом оно несет основной груз ответственности за восстановление справедливости, защиту интересов граждан, удовлетворение их корпоративных потребностей. Сегодня уже имеется опыт структурирования и институциализации общественных, некоммерческих, молодежных, женских, ветеранских и иных организаций, объединения их в ассоциации.  На съезде общественных организаций избирается руководящий орган. Таким образом формируется общественный гражданский центр силы на принципах Общественно-Государственного партнерства, который определяет свои требования в стратегию управляемого устойчивого развития территории, организует население в ассоциации, проводит разъяснительную работу, осуществляет контроль за ходом выполнения социальных программ развития, подписывает общественный договор 5-ти центров силы.(6) Городская община держится на ячейках гражданского общества, как составных элементах наиболее пассионарной части населения. Такой первичной социальной ячейкой рассматривается «социальный микрорайон личности» как устойчивое динамично воспроизводящееся и изменяющееся социальное образование, ядром которого является индивид в единстве его материальных и духовных, биопсихосоциальных характеристик, системы базовых, первичных социальных отношений владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления - взаимозависимости по поводу  жизненного пространства, средств к жизни.(7) Социальный микрорайон личности включает в себя, помимо субъекта индивидуально-личностных отношений , еще и среду существования, то социальное пространство, которое обеспечивает индивиду воспроизводство его жизни, самореализацию личности как социального существа, элемента социума, а также многообразие его связей с другими элементами общества. Разрешение противоречия между взаимодействием людей в городской общине и необходимости придерживаться общих правил жизни, с одной стороны, и самореализацией личности , с другой, вызывает производство различных видов энергии, сплавляющейся в социальном микрорайоне личности в ее совокупную социальную энергию, социальные силы. Городской ареал воспроизводства качества жизни личности , потребления, использования ею средств поддержания жизнеосуществления и самореализации в пределах освоенного индивидом городского жизненного пространства является фундаментом воспроизводства социальной жизни, ее базовой ячейкой. Социальный потенциал города по обеспечению достойного уровня и качества жизни населения зависит , с одной стороны, от активности и социального здоровья ядра микрорайона – личности, а с другой , - от характера, типа социальной организации городской общины, каналов жизнеобеспечения индивида, единства пяти центров силы, от специфики и эффективности социальной политики в городе. Муниципальное управление устойчивым развитием города, местное самоуправление, общественное самоуправление, используя понимание первичной ячейки городской общины как социальный микрорайон личности, становится более эффективным технологически и точнее ориентированным стратегически, выстроенным системно и комплексно. В его основе оказывается система социальных отношений, жизненный потенциал и социальное пространство личности, ресурсы их обеспечения, активизация горожан во всех сферах общественной жизни. Такой подход к модернизации муниципального управления и повышению качества жизни населения открывает принципиально новую стратегию управляемого устойчивого развития муниципальных образований, новой технологизации местного самоуправления. Социальная технология как способ перевода фундаментальных знаний науки на конкретный язык практики, как самый рациональный способ производства социальной энергии и капитализации нематериальных активов, оптимальный путь обеспечения в каждом поселении достойного уровня и качества жизни населения, становится крайне важным инструментом достижения социальных целей.(8)       

 

Литература

 1). Журнал : Уровень жизни населения регионов России. 2002, октябрь: 2011, ноябрь.

 2).  С.А. Боженов, В.И.Патрушев, А.Ф. Простов и др.ТРИИС: территориальная региональная интеллектально-инновационная система. Монография. М.:2016. 

3).Г.Д. Горбунова, В.И. Патрушев Межсубъектное социальное партнерство как фактор совершенствования местного самоуправления. Уфа, 2016.   

4)В.Н. Иванов. Устойчивое развитие в 21 веке : социально-технологическое обеспечение. М.: Изд. Муниципальный мир, 2006.

5). А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И.Патрушев и др. Муниципальная наука: теория, методология, практика. М.: Изд. Муниципальный мир, 2003.  

 6) А.И. Виноградов, С.Б. Мельников, В.И. Патрушев. Муниципальная финансовая система: вопросы теории, методологии и практики. М.: Изд. ИКАР, 2014. 

 7) Социология жизненных сил человека – парадигма настоящего и будущего./ ред. С.И. Григорьев. –М.: 1998. 

8) В.И. Патрушев. Основы общей теории социальных технологий. М.: Изд.ИКАР, 2008.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован