Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
17 марта 2020
619

Одной из антикризисных мер Банка России может стать изменение размера обязательных резервных требований

 

В ближайшие дни следует ожидать принятие Банком Россия пакета антикризисных мер. По нашему мнению, одной из таких мер будет снижение резервных требований к банкам и небанковским кредитным организациям.   

В начале 2020 г. нормы отчисления в Фонд обязательного резервирования (ФОР) по активам в иностранной валюте составляли - 8%, а по активам в российских рублях – 4,5%.

Рисунок № 1

Обязательные резервы кредитных организаций Российской Федерации

Источник: Центральный банк Российской Федерации 


 

По данным Банка России в Фонде обязательного резервирования в масштабах всей банковской системы по состоянию на февраль 2020 г. на корсчетах было накоплено почти 2,5 трлн руб., поэтому изменение норм резервирования позволит значительно повысить уровень ликвидности банковской системы России.

Таблица № 1

Динамика роста среднедневных остатков средств на корсчетах коммерческих организаций

(млрд рублей)

12.02.2020

2 474,1

   

15.01.2020

2 479,3

   

11.12.2019

2 526,4

   

06.11.2019

2 499,1

   

09.10.2019

2 488,6

   

04.09.2019

2 490,2

   

07.08.2019

2 424,3

   

10.07.2019

2 403,8

   

05.06.2019

2 393,7

   

08.05.2019

2 389,1

   

10.04.2019

2 377,0

   

06.03.2019

2 346,3

   
 

 

Источник: Центральный банк Российской Федерации 

 

Снижение резервных требований позволит увеличить денежные средства на балансах коммерческих банков примерно на 300-500 млрд руб., в зависимости от уровня изменения резервных требований по валютным и рублевым средствам.  

Для отдельных коммерческих банков эффект от изменения норм резервирования будет зависеть от структуры их обязательств, соотношения рублевых и валютных активов, краткосрочных и долгосрочных обязательств. 

Следует отметить, что Банк Китая уже использует этот механизм денежно кредитного регулирования. В частности, 13 марта 2020 г. Банк Китая объявил о снижении нормы обязательных резервов банков, что обеспечит возможность дополнительного фондирования кредитных операций в реальном секторе экономики на сумму до 550 млрд. юаней. 

 

В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. 

В современной экономике и финансовой системе ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:

  •  сокращение или увеличение ликвидности в банковской системе;

  •  повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;

  •  определение верхнего предела роста денежной массы;

  •  ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. 

Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в исключительных, кризисных ситуациях. 

Именно такая кризисная ситуации в марте 2020 г. сложилась в банковских системах большинства стран мира.

Необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, т.е. чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен.

Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности. Банкам становится сложно эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, сказывается на рынке кредитных ресурсов и может привести к разбалансировки и нарушению стабильности всей банковской системы.

В частности, в своей денежно-кредитной политике Европейский центральный банк и центральные банки стран Еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали бы эффективному распределению ресурсов. 

Следует подчеркнуть, что некоторые страны с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики. В частности, это относится к Австралии, Канаде, Швеции, Швейцарии, Мексике и др.

 

Динамика изменения размера обязательных резервных требований Банка России

 

Введение обязательной нормы резерва в России в начале 90-х годов прошлого столетия было обусловлено необходимостью снижения инфляции, повышения уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью. 

Обязательные резервы (резервные требования) – это один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России.  Используется как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, для контроля денежных агрегатов посредством изменения денежного мультипликатора

Нормы резервирования в России регулируются «Федеральный законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1., с дополнениями и изменениями, внесенными позднее.  

В 69 статье этого закона приводится порядок установления Банком России порядка формирования и размера резервов кредитных организаций в целях покрытия возможных убытков по кредитам, валютных и других финансовых рисков, обеспечения возврата депозитов вкладчиков в соответствии с другими федеральными законами.

Размер обязательных резервов, в процентах к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в Центральном Банке устанавливается советом директоров Банка России, при этом нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка.

Обязательство резервировать средства в Центральном Банке возникает у банка в момент получения лицензий на проведение банковских операций. 

Согласно статье 24 указанного закона финансовые организации обязаны создавать резервы или фонды, в том числе и в случае обесценивания ценных бумаг. 

Банк обязан привести в систему свои активы, разделять долги на сомнительные и безнадежные, и создавать резервные фонды для покрытия возможных убытков в порядке, который устанавливает Банк России.

Центральный банк России в период с 1991 г. 2019 г. регулярно изменял  норму резервирования, как в сторону снижения, так и в сторону повышения, в зависимости от экономической ситуации и положении на денежном и финансовом рынке. 

Первый норматив резервирования, введенный Банком России в июне 1991 г. был весьма либеральным и составлял всего 2% от объема привлеченных средств коммерческими банками. Этот уровень обязательного резервирования сохранялся до 31 января 1992 г.

В связи с возникновением супергиперинфляции, после либерализации цен в России ЦБ вынужден был противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками. Банк России значительно ужесточил требования к обязательному резервированию.

 В частности, в феврале 1992 г. Банком России были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: 

  • по счетам до востребования и счетам со сроком погашения до 1 года - 10%;

  • по срочным обязательствам свыше 1 года — 5%.

В апреле 1992 г. при сохранявшимся высоком уровне инфляции эти нормы были ужесточены и соответственно составили 20% по счетам до востребования и счетам со сроком погашения до 1 года и 10% по срочным обязательствам свыше 1 года.

Эти установленные нормы обязательных резервов в банковской сфере России не пересматривались Центральным банком до января 1995 г. Совершенствовалась лишь база резервирования и техника его осуществления. 

В феврале 1995 г. Банк России впервые ввел норму обязательного резервирования по текущим валютным счетам в размере 2%. Кроме того, по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно были установлены норма резервирования в 22%, по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно - 15%, по срочным обязательствам от 91 дня и более - 10%. Это были самые высокие показатели нормы резервирования в современной России.

В мае 1996 г. в целях активизации банковской деятельности Банк России понизил размер обязательных резервов по валютным счетам в иностранной валюте до 1,25 %. 

По рублевым счетам ставки были понижены до 18%. Таким образом, общий объем централизованных резервных отчислений коммерческих банков снизился почти в 2,5 раза.

С начала 1998 г.  до финансового кризиса и суверенного дефолта Российской Федерации норма резервирования не разделялась по категориям вкладов и по валютам и находилась в диапазоне 10%-11%. 

После финансового кризиса в России в конце 1998 г. средства, накопленные в фондах обязательного резервирования (ФОР), использовались для финансового оздоровления отдельных коммерческих банков и санации банковской системы в целом. 

В 1999 г. Банк России изменил порядок формирования резервов. В частности, был введен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц, который составил 7% и норматив обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц - 5%

В июне 1999 г. Банк России в очередной раз изменил порядок формирования резервов, разделив счета физических и юридических лиц на счета в национальной валюте и в иностранной валюте.  

Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте составил 8,5%, норматив обязательных резервов по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в российских рублях - 5,5%. 

В апреле 2004 г. эти нормы были повышены и соответственно по нормативам для юридических лиц составляли 9%, для физических лиц - и 7%. Позднее эти нормы были уравнены и в июне 2004 г. составляли 7%.

Общий объем средств накопленных ФОР в России в 2004 г. оценивался в 160 млрд руб. (примерно 5,6 млрд долл.). 

В целом средние нормы обязательного резервирования в России в то время значительно превышали аналогичные показатели в ведущих промышленно развитых странах. Сложившиеся положение значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства.  

Банк России, в отличие от национальных банков стран Еврозоны, не платит коммерческим банкам проценты по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики. 

Вместе с тем Банк России использует эти средства в своих активных операциях, в частности, для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему значительный доход.

По настоятельному требованию делового сообщества и руководства ведущих коммерческих банков, совет директоров Банка России принял решение о постепенном понижении нормы обязательного резервирования. 

Понижательный тренд в изменении нормы обязательного резервирования продолжался вплоть до января 2008 г. и находилась в диапазоне 3,0%-3,5% по вкладам юридических и физических лиц как в российских рублях, так и в иностранной валюте.

Однако уже во второй половине 2008 г. в Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. 

В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5%, перед банками-нерезидентами в рублях и иностранной валюте до 8,5%, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте до 6%. 

Однако в конце 2008 г. в разгар мирового финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5% до 1,5% по рублевым розничным депозитам и по депозитам в иностранной валюте с 8,5 до 4,5%. 

Понижательный тренд в динамике изменения ставок обязательного резервирования закончился в январе 2008 г., когда начался постепенный рост отчислений в ФОР.

Максимального значения нормы резервирования достигли перед началом мирового финансово-экономического кризиса. В частности, в сентябре 2008 г. норматив обязательных резервов составлял:

  • по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте составил – 8,5%; 

  • по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ – 5,5%;

  • по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте – 6%

В разгар финансово-экономического кризиса в октябре 2008 г. Банк Росси ввел единую  ставку по всем видам и категориям обязательного резервирования и понизил ее значение до минимального уровня в размере 0,5%.

Это позволило увеличить денежные средства на балансах коммерческих банков на 363 млрд руб. (примерно 13 млрд долл.), что во многом повысило их ликвидность. 

Данная мера регулятора оказалась одной из наиболее своевременных и эффективных в общем пакете антикризисных мероприятий Правительства России и позволила смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе, спасти от банкротства десятки коммерческих банков. 

В целях преодоления кризисных последствий в мае 2009 г. Банком России началось постепенное повышение норм резервирования до 1,0%, в июне до 1,5%, в июле до 2,0% и в августе до 2,5%. Единая ставка обязательного резервирования в размере 2,5% сохранялась до января 2011 г.

Совет директоров Банка Россия, в целях унификации норм денежного регулирования и снижения инфляционных рисков, принял решение с марта 2013 г. увеличить единую ставку отчисления в ФОР по всем видам обязательств кредитных организаций до 4,25%. Эта норма действовала вплоть до января 2016 г., затем нормативы стали вновь повышаться.

С января 2017 г. по настоящее время размер обязательных резервных требований Банка России определяется отдельно для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций и для банков с базовой лицензией. При этом отчисления в ФОР определятся по:

  • обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами;

  • по обязательствам перед физическими лицами;

  • по иным обязательствам кредитных организаций.

Ставки отдельно устанавливаются по активам в российских рублях и по активам в иностранной валюте. При этом сами активы разделяются на долгосрочные и активы за исключением долгосрочных.

В соответствии с этой структурой резервных обязательств, с августа 2018 г. регулятором были установлены нормы отчисления в ФОР для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций по активам в валюте РФ - 5% и для активов в иностранной валюте – 7%. Примерно такие же размеры обязательного резервирования были введены для банков с базовой лицензией.

В апреле 2019 г. Банк России, в соответствии с этой структурой резервных обязательств, повысил нормы отчисления в ФОР для всех банков и небанковских кредитных организаций по активам в иностранной валюте до - 8%, а по активам в российских рублях понизил до – 4,5%.  Это норма сохранялась до начала 2020 г.

Снижение ставки резервирования по рублевым обязательствам перед физическими лицами удешевило фондирование банков, что позитивно сказалось на стоимости кредитов, в том числе для малого и среднего бизнеса.

Учитывая, что в начале 2019 г. рублевые обязательства физических лиц составляли 22 трлн руб. эффект от этой меры стал значительным. 

С другой стороны, увеличение резервных требований в иностранной валюте по долгосрочным обязательствам усложнило для коммерческих банков выполнение требований по коэффициентам ликвидности, в соответствии с Базельскими соглашениями (Базель III). Это касается прежде всего норматива Н26 - краткосрочной ликвидности банковской группы. 

В результате изменения резервных требований в масштабах всей банковской системы России к февралю 2020 г. средства на корсчетах кредитных организаций возросли почти до 2,5 трлн руб. 

Кроме, изменения размеров резервирования были внесены некоторые технические коррекции. В частности, с этого времени обязательные резервы хранятся на одном счете в Центральном Банке независимо от вида валюты резервируемых обязательств. 

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, 

бывший помощник Председателя Правительства РФ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован