Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
28 января 2019
736

Монетарная политика США после мирового финансового кризиса: третья программа количественного смягчения (сентябрь 2012 - октябрь 2014)

Main an

 

В сентябре 2012 г. ФРС запустила третью программу количественного смягчения «QE3». Свое решение о продлении действия программы количественного смягчения руководство ФРС объясняло необходимостью стимулирования экономики на фоне разгоравшегося долгового кризиса в странах еврозоны, неопределенности на мировых фондовых рынках и внутренних экономических проблем США.

Основной макроэкономической целью реализации программы «QE3» было провозглашено – поддержание занятости в американской экономике. Примечательно, что это одна из стратегических задач ФРС, которая записана в законе о создании этой финансовой организации. Однако, американские денежные власти вспоминают об этом очень редко.

Кроме того, руководители ФРС объявили о необходимости дополнительных мер для поддержки ипотечного рынка, который никак не мог выйти из глубокого, длительного кризиса.

В отличие от двух предыдущих программ количественного смягчения, программа «QE3» не имела ни определенных сроков реализации, ни ограничения по конечному объему эмиссионного фондирования.

Первоначально программа предусматривала скупку ипотечных облигаций (mortgage-backed securities, MBS) на сумму 40 млрд. долл. ежемесячно в течение неограниченно времени.

Позднее было принято решение о покупке ценных бумаг Казначейства США. Как и во второй программе количественного смягчения при покупке «трежарис» денежными властями использовались операции «тwist», которые предполагают замещение в инвестиционном портфеле краткосрочных ценных бумаг долгосрочными.

В частности, в рамках использования этих финансовых инструментов ФРС США объявила о продлении операций «тwist» на сумму 267 млрд долл.

При этом планировалось приобрести казначейские облигации США срок погашения которых наступал через 6-30 лет, и соответственно продать такой же объем казначейских облигаций, до погашения которых осталось не более трех лет. К концу 2012 г. общий объем таких сделок достиг 400 млрд долл.

Следует отметить, что финансовые операции «твист» с облигациями привели к повышению их дюрации, то есть увеличению срока полного возврата денежных средств, вложенных в покупку ценных бумаг. Как считают инвестиционные банкиры увеличение показателя дюрации повышает финансовые риски для инвесторов.

 Коме того, операции «твист» оказали негативное влияние на снижение маржи коммерческих банков и соответственно привели к сокращению их прибыли.

Программа выкупа облигаций корректировалась в зависимости от состояния американской экономики. В 2013 г. по мере выхода экономики США на траекторию роста началось сокращение объема предоставляемой ликвидности.

Представители ФРС заявили 9 июля 2013 г., что при условии сохранения текущих темпов роста экономики США третья программа количественно смягчения будет полностью завершена в октябре 2014 г.

Одной из причин сворачивания эмиссионной программы были опасения денежных властей США о возможном перегреве американской экономики и возникновения нового финансового «пузыря» на ипотечном рынке.

При этом было принято решение о постепенном сокращении объемов ежемесячных выкупов долговых обязательств.

В частности, в октябре 2013 г., объем ежемесячных выкупов долговых обязательств сократился на 10 млрд. долл. до 75 млрд. долл. в месяц.

 В декабре 2013 г. ежемесячный объем выкупа государственных и ипотечных облигаций сократился еще на 10 млрд. до 65 млрд. долл.

К середине 2014 г. ежемесячный объем выкупа облигаций сократился до 20 млрд. долл. и в сентябре 2014 г. до 15 млрд. долл., при этом на выкуп казначейских облигаций тратилось 10 млрд долл. и на выкуп ипотечный облигаций – 5 млрд долл. в месяц.

Таким образом, всего в рамках реализации программы «QE3» ФРС США приобрела государственных облигаций США и ценных бумаг, обеспеченные ипотечными активами на общую сумму порядка 1,7 трлн. долл.[1]

Комитет по открытым рынкам ФРС США, который злые языки называют «советом мудрецов», 29 октября 2014 г. принял решение завершить программу количественного смягчения «QE3».

В официальном заявлении ФРС, в частности, отмечалось, что с начала реализации текущей программы покупки активов произошло существенное улучшение в состоянии рынка труда США.

Более того, комитет также полагает, что экономика обладает достаточной динамикой для дальнейшего продвижения к максимальной занятости в контексте сохранения ценовой стабильности. В соответствии с данной оценкой комитет принял решение завершить программу покупки активов в этом месяце.[2]

Эти заявления подтверждались статистическими данными. Уровень безработицы в США сократился с 8,1% в середине 2012 г.  до 5,9% в сентябре 2014 г. Инфляция хоть и не достигла целевого показателя в 2%, но динамика роста потребительских цен была позитивная. Американский фондовый рынок по ключевым индексам достиг абсолютных максимумов.

 

  •  

 

Таким образом, всего за период реализации трех программ количественного смягчения 2008-2014 гг. ФРС скупила активов, в том числе и весьма токсичных на общую сумму около 4,5 трлн долларов, что соответствовало почти трети ВВП США.

При этом объем денежной базы увеличилась почти в 5 раз, государственный долг США превысил размер ВВП.

За всю историю США такого масштабного финансового вливания в банковский сектор США не было. Причем денежные ресурсы распределялись адресно. Большую их часть получили банки, которые считают основными акционерами ФРС США.

Результаты реализации трех программ количественного смягчения в США многие эксперты оценивают неоднозначно.

В частности, согласно заключению экспертов МВФ политика количественного смягчения ФРС США и других центральных банков развитых стран с начала финансового кризиса 2008 г.  после банкротства «Lehman Brothers Holdings, Inc.» привела к снижению системных рисков.

В МВФ считают, что данная политика также привела к увеличению доверия на финансовом рынке и соответственно к снижению риска рецессии в ведущих промышленно развитых стран.[3]

Такая оценка представляется весьма расплывчатой и спорной, поскольку положение на финансовых рынках остается неустойчивым и сохраняются высокие риски рецессии и нового глобального финансово-экономического кризиса.  

Однако скептиков среди финансовых экспертов, оценивающих результаты политики количественного смягчения в США значительно больше, чем оптимистов.

К разряду не просто скептиков, а самых активных противников политики количественного смягчения следует отнести известного американского политика, бывшего члена Палаты представителей от Республиканской партии конгрессмена от штата Техас Рона Пола (Ron Paul).

Комментируя результаты политики количественного смягчения в США, Рон Пол отмечал: «Последствия действий ФРС куда более серьезны, чем простой рост индекса потребительских цен. Суть здесь в ошибочных инвестициях, и в том, что люди совершают неправильные поступки в неподходящее время. Поверьте, всего этого очень много. Единственное, чего Бернанке не добился, и я вижу, что это его расстраивает, - ему не удалось вызвать никакого экономического роста. Он ничего не может поделать с уровнем безработицы. Я думаю, что страна должна была паниковать из-за слов ФРС о том, что мы потеряли контроль, и единственное, что нам остается – это беспрерывное сотворение новых денег из воздуха, что не срабатывало раньше, и не сработает и на этот раз».[4]

Следует отметить, что конгрессмен Пол Рон является убежденным противником самого существования ФРС. Он один из немногих политиков в Капитолии, который не просто регулярно критикует монетарную политику ФРС, но и требует ее ликвидации как неконституционного финансового института США.

Работая в Конгрессе США Пол Рон постоянно в негативном плане высказывался о деятельности ФРС и требовал ее закрытия. Начиная с 1999 г. сенатор неоднократно вносил на рассмотрение Конгресса США законопроекты о ликвидации Федеральной резервной системы США.

Кроме Пола Рони, многие эксперты считают, что политика количественного смягчения, реализованная ФРС США представляет собой не что иное как перераспределение американского национального богатства в пользу самых богатых, особенно тех, кто имеет непосредственное отношение к банковскому сектору экономики США.

Именно этот сектор является одним из основных драйверов роста имущественного и социального неравенства в доходах граждан США в рамках системы кланового капитализма.[5]

Проводя политику количественного смягчения, ФРС пыталась поддержать долгосрочные процентные ставки на низком уровне и тем самым стимулировать кредитование экономики. Однако эта финансовая сфера долгое время оставалась проблемной из-за того, что инвестиции в реальную экономику США не росли.

Политика количественного смягчения превратилась в своеобразный наркотик, а американская экономика все больше становится похожа на наркомана, который нормально может себя чувствовать и функционировать только от дозы к дозе.

Денежные власти США печатают деньги, они поступают на рынки, вызывая эйфорию. Когда заканчиваются деньги, начинается своеобразная ломка.

Инвесторы начинают паниковать, рейтинговые агентства понижают кредитные рейтинги, банки угрожают массовыми банкротствами в случае, если не будет новых вливаний, растет безработица, обостряются социальные конфликты.

Биржевые индексы и цены перестают быть адекватными сигналами и маркерами состоянии развития той или иной отрасли экономики. Рынки капитала не могут адекватно перераспределять средств от менее доходных сегментов к потенциально более высокодоходным.

На рынке государственного долга фактически гарантированная доходность, втягивает в казначейские облигации США и другие ценные бумаги, как в черную дыру, все свободные финансовые средства, существенно сокращая возможности инвестиций в реальный сектор экономики.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

 

[1] Иван Ткачёв. Триллионы из воздуха: ФРС свернула историческую программу «QE3».  Rbc.Ru 30 октября 2014 г.

[2] https://www.vestifinance.ru/articles/48801

[3] Unconventional Choices for Unconventional Times: Credit and Quantitative Easing in Advanced Economies. International Monetary Fund, IMF Staff position note, SPN/09/27, Prepared by the Research and Monetary and Capital Markets Departments, November 4, 2009.    

[4] Ron Paul: «Country Should Panic Over Fed’s Decision», Inforwars.com, Sept. 14, 2012.

[5]  Anthony Randazzo. How Quantitative Easing Helps the Rich and Soaks the Rest of Us, Reason.com, September 13, 2012.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован