Эксклюзив
Гореликов Лев Александрович
26 августа 2015
10710

Лев Гореликов: «Конец света» в объективных свидетельствах мировой истории

 

«И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу. И клялся Живущим во веке веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет»

(Апок. 10:5-6). 

Человечество переживает ныне переломную эпоху своего неопределенного, проблематичного будущего. Во все века люди знали, что их индивидуальная телесная жизнь конечна и наступит час, когда жизненные силы покинут омертвевшее тело, отдавая его во власть разрушительной стихии. Но в глубине души человек, уповая на Творца, все же надеялся, что род людской не сгинет в небытии и собственной судьбой подтвердит правильность главной веры людей в то, что жизнь сильнее смерти. Однако пришли новые времена – и человек отвернулся от бога, надеясь лишь на свои силы. Обожествление собственного существа, отказ от поиска высшей истины как реальности совершенного бытия, оборачивается для современного человечества все более явной угрозой близкой всемирной катастрофы как смертельного итога его безумных деяний.

Общая динамика катастрофических событий в жизни современного мирового сообщества определяется двумя главными причинами человеческих действий: во-первых, нашим незнанием действительных процессов в объективном мире, внезапно обрушивающем свою разрушительную мощь на головы ничего не ведающих людей; во-вторых, субъективным нежеланием людских масс перестроить свое поведение в соответствии с наставлениями коллективного разума по защите от зримых опасностей. К сожалению, вторая причина является сегодня преобладающей в провоцировании мировой катастрофы, так как степень нашего «незнания» окружающей действительности всегда относительна и определяется во многом силой субъективных предпочтений людей, не желающих признавать вполне «очевидное» нарастание смертельной угрозы. Наиболее развитые страны человеческого сообщества не хотят замечать приближения мировой катастрофы и руководствуются в жизненной практике, судя по всему, или русским «авось пронесет», или же просто смирились с мыслью о неизбежности фатального конца современной цивилизации: они продолжают раскручивать бессмысленную погоню за призраками «материального богатства», стремясь лишь к максимально сладостному и быстрому уходу с исторической арены в небытие. Разум человечества протестует против такого коллективного безумия и ищет пути спасения от приближающегося «конца света», обращаясь за советом к научно-философским знаниям об окружающей действительности как истинному свидетельству объективной основы собственных практических действий, как необходимому условию правильности своего субъективного выбора.

И перед современной научно-философской мыслью возникает главный вопрос о будущем человечества: насколько оправдана с позиции разума надежда людей на спасение мирового сообщества от власти смерти? Обоснована ли в свете разума идея достижения «высшего» социального уклада как действительного претворения духовной полноты общественной жизни, питаемой созидательной энергией окружающей природной реальности? Или же процесс социальной глобализации обязательно завершится катастрофическим провалом человеческой цивилизации, всемирным конфликтом социальных сил, подтверждающим стародавнюю житейскую мудрость, что все рожденное обречено когда-нибудь умереть, в том числе и род дюдской? Как стоически рассуждал в «Диалектике природы» Ф.Энгельс, человечеству остается лишь утешать себя мыслью, что вечная материя «с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время». Если приземленный научно-материалистический рассудок не способен дать утвердительный ответ на вопрос о родовом бессмертии человечества, то философско-гуманистический разум, представленный в своих универсальных основаниях высшими ценностями мировых религий, признает возможность его исторического бессмертия при опоре собственных действий на волю Бога как главного хранителя полновластия истины в окружающем мире. «Философия и религия, – подчеркивает Гегель, – имеют своим предметом истину, и именно истину в высшем смысле этого слова, – в том смысле, что бог, и только он один, есть истина» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 1. Наука логики. – М.: «Мысль», 1975. – 452 с. – С.84)

Философия, опираясь на гуманистический дух религиозной веры в жизнеутверждающую волю Бога и руководствуясь логическим разумом, перешагивает в стремлении к полноте истины границы локального существования и постигает всеобщую суть явлений действительности, определяющую их внутреннее единство и характеризующую материальный мир как самобытную целостность объективной реальности. Такая универсальная целостность бытия служит предметной основой развития ноосферной научно-философской концепции, утвердившейся в современной общероссийской интеллектуальной культуре благодаря мировоззренческим обобщениям В.И.Вернадского. «Исторический процесс, – рисует В.И.Вернадский ноосферную перспективу современной эпохи в формировании человечества как единого социального целого, – на наших глазах меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть “ноосфера”» (Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520 с. – С.509).

Ноосферная философия, учитывая в постижении мировой целостности высшие наставления религиозной веры, пытается силой логического мышления воспроизвести в общественном сознании универсальные связи окружающей действительности, данные человеку в явлениях чувственного опыта и обобщениях научного интеллекта. Правильное движение логической мысли ноосферной философии должно не только обозначить вершины «мира горнего», но также определить границы земного бытия, раскрыть универсальную целостность мироздания в необходимых связях высших ценностей религии и научных фактов практического опыта. Ноосферная философия представляет собой рационально организованное учение о мире как «гармоничной целостности» сущего, формируемое универсальной логикой философского разума путем согласования религиозной веры людей в духовное единство рода человеческого с научными данными о внешних параметрах объективной реальности. С появлением на Земле Человека Разумного, констатирует В.И.Вернадский, ее биосфера «перешла или вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества» (Вернадский В.И. Указ. соч. С. 30). Сегодня полнота телесного бытия получает предельно сжатое выражение в интеграции локальных форм совместной жизни людей в единую цивилизационную общность народов, культур, социальных корпораций. «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня» (Вернадский В.И. Указ. соч. С. 150). Человеческое сообщество в ходе глобальной ноосферной консолидации оказывается «субъективно сжатым», «идеально свернутым» осуществлением созидательных энергий всей материальной Вселенной.

Таким образом, специфическим предметом ноосферной философии являются универсальные законы действительности, представляющие окружающий мир как самобытную, внутренне единую и всеохватную, саморазвивающуюся целостную реальность. Поэтому научные опыты, в которых игнорируется задача выявления универсальных законов бытия, где не решается проблема конституирования в содержании современной науки всеобщих связей действительности, а лишь дается сопоставление ее важнейших разделов, не могут быть охарактеризованы в строгом смысле слова как «ноосферные исследования». Но является ли обоснованной наша эвристическая гипотеза о возможности постижения универсальных законов бытия? Утвердительный ответ на этот вопрос опирается на христианскую идею боговоплощения, согласно которой полнота божественного совершенства получила чувственное выражение в телесном облике Иисуса Христа. Согласно этому догмату, истина не скрывается от человеческого разума, а лежит на поверхности чувственных явлений, управляя их взаимоотношениями как единое начало всего сущего, как универсальный закон саморазвития мировой реальности. «Я на то родился и на то пришел в мир, – отвечает Иисус маловерным, – чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Евангелие от Иоанна 18:37). Объективный мир как действительность «совместного сосуществования» физических и органических тел природной реальности обладает в своем «максимуме» внутренним единством и функционирует на основе всеобщей интегральной необходимости, при которой даже вселенские катастрофы носят закономерный характер. Поэтому для познания универсальной истины не обязательно наличие «абстрактной теории», объясняющей нашему интеллекту устройство мироздания в его отдельных составных частях, а достаточно чуткого умного восприятия явлений окружающей действительности.

Идея единства мира, выражающая коренную суть ноосферного мировоззрения, предполагает, что космическая эволюция физической Вселенной протекает не в отрыве от генезиса биологической реальности и развития человеческого сообщества, а во взаимосвязи с ними как их необходимая предпосылка и объективное условие. Эволюционные изменения в живой природе и обществе представляют собой продолжение и углубление основных тенденций космогенеза. Другими словами, целостный строй мироздания должен проявляться в коэволюционном, согласованном характере развития его основных составных частей – физического мира, живой природы и общества. В таком случае на всех основных уровнях организации мировой целостности должны обнаруживаться достаточно общие закономерности, определяющие прежде всего темпы эволюционного процесса.

Характерные контуры действительно всеобщей зависимости были замечены в материале живой природы Ф.Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции: «По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта» (Ф.Энгельс. Диалектика природы // Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 20. – М.: Госполитиздат, 1961. – С. 343–626. - С. 620). Установленная Ф.Энгельсом эмпирическая закономерность с некоторым уточнением в формулировке может быть экстраполирована на всю доступную нашему наблюдению Вселенную: по отношению к истории мировой целостности следует принять закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта» (Гореликов Л.А. Темпоральная структура мироздания // Гореликов Л.А., Лисицына Т.А. Русский путь. Опыт этнолингвистической философии. Ч. 1-3. Великий Новгород, 1999. 384 с.– Ч.1. Символика смысла в структурах бытия. 100 с. – С.69) В соответствии с данным обобщением можно построить математическую прогрессию темпоральной динамики мировой эволюции в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой намечаемой исторической ретроспекции будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции (а в реальной истории – предшествующий) этап будет охватывать удвоенное время предыдущего. Сумма элементов данного числового ряда – 1, 2, 4, 8, 16, 32 – составит величину в 6300 лет, указывая в своем итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V–IV тыс. л. до н. э. раннеклассовых цивилизаций Востока – Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6-го шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38300 лет будет соответствовать историческому возрасту «человека разумного» (Homo sapiens), определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.

Повторим ту же процедуру, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6-го шага первого числового ряда (32000 лет): 32000, 64000, 128000, 256000, 512000, 1024000. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории величиной в два миллиона шестнадцать тысяч лет (2016000). Согласно данным современной антропологии, примерно 2 млн. лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «человека умелого» (Homo habilis). Если сложить полученный результат (2 016 000) с десятикратным увеличением 6-го шага данного числового ряда (10 240 000) и возрастом «социализированного человечества» (38000), то величина в двенадцать миллионов двести девяносто четыре тысячи лет (12 294 000) будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «рамапитек», отделившего около 12 млн. лет назад «человека» от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.

Проделаем вновь тот же цикл вычислений, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6-го шага предшествующего ряда (10 240 000 лет): 10 240 000, 20 480 000, 40 960 000, 81 920 000, 163 840 000, 327 680 000. Сумма величин этого ряда (645 120 000 лет) указывает на историческую эпоху кардинального преобразования способов организации видов живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645 120 000) прибавить десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (3 276 800 000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12 294 000 лет), то интервал в три миллиарда девятсот тридацат четыре миллиона двести четырнадцать тысяч лет (3 934 214 000) укажет общую длительность существования жизни на Земле.

Достаточно «точные» попадания установленной циклической прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют в соответствии с принципом целостности предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического рождения Вселенной. Проделаем еще раз тот же алгоритм вычислений, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-го шага предшествующего числового ряда и составившей величину в три миллиарда двести семьдесят семь миллионов лет (3 277 000 000): 3 277 000 000, 6 554 000 000, 13 108 000 000, 26 216 000 000, 52 432 000 000, 104 864 000 000. К сумме этих чисел в двести шесть миллиардов четыреста пятьдесят один миллион лет (206 451 000 000) прибавим десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (1 048 640 000 000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3 934 214 000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии физический возраст Вселенной составит интервал времени в один триллион двести пятьдесят девять миллиардов лет (1 259 000 000 000), что на два порядка выше в сравнении с принятой в современной теоретической физике величиной возраста Вселенной в 10-20 млрд. лет., крайне сомнительной на фоне эмпирически наблюдаемых зависимостей в динамических параметрах мировой истории. Поэтому чем скорее физики-теоретики уяснят христианскую идею боговоплощения, доверятся в познании исследуемых явлений ноосферному принципу целостности и откажутся от «мнимых величин», не соответствующих мировой систематике, тем более верные прогнозы они смогут предложить современному обществу относительно происходящих в действительности процессов.

Наше прочтение темпоральной динамики мировой эволюции при всей меткости математических попаданий в узловые точки исторического процесса все же остается в количественной форме довольно абстрактной моделью действительной истории, требуя дополнительного подтверждения своей эмпирической достоверности. Таким подтверждением будет служить ее качественная интерпретируемость. Проясним качественный смысл первого цикла представленной прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32. Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в развитии мировой цивилизации. Так, ныне здравствующий «индустриально-капиталистический» мир, рожденный в огне наполеоновских войн, существует в своих характерных особенностях около 2-х столетий (XIX–XX вв.). Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» жило 4 столетия (ХV–ХVШ вв.). Средневековье, утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватило 8 веков (VII–XIV вв.). Античное общество, взращенное эстетикой древнегреческого миросозерцания, пережило 16 столетий своей истории (X в. до н. э. – VI в. н. э.). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций эпохи бронзы («азиатский способ производства») просуществовал более 3-х тысячелетий (IV–II тыс. л. до н. э.), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на 30 тысячелетий – от появления 38 тысяч лет назад современного вида «человека разумного» до возникновения в жизни первобытных сообществ около 6 тысяч лет назад ремесленного уклада хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства.

Соответствие величин геометрической прогрессии возрастным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать прогноз, что «посткапиталистическая» эпоха народившегося глобально-информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век.

Начало наступившего столетия ознаменовано в развитии мирового сообщества процессом унификации общественной жизни и ее превращением в глобальный социум, управляемый универсальным ритмом социально-исторического процесса. Действительным подтверждением реальности такого превращения стали глобальные проблемы современности – социально-политические и финансово-экономические, производственно-экологические и духовно-нравственные. Все эти проблемы напрямую угрожают будущему человечества. Идея «конца света», возникшая некогда в недрах мифологического сознания, становится сегодня все в большей мере научно обоснованной версией ближайшего будущего человечества, раскрывающей конечные тренды мировой истории. В новом столетии данная гипотеза может стать последним экспериментально подтвержденным фактом современной науки.

Символическим актом предупреждения человечества о близости мировой катастрофы стал взрыв Башен-Близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Последующая цепь военных столкновений в мире все более явно показывает приближение «Конца Света». В настоящее время гигантские пространства Центральной и Передней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки уже охвачены пожаром межнациональных и гражданских, межцивилизационных и межрелигиозных войн, напоминая современникам своим радикальным экстремизмом средневековую эпоху исламской экспансии, крестовых походов и нашествия восточных народов. Этот процесс глобального разлома мировой цивилизации нередко вторгается даже в пространство культурного самоопределения этнически родственных социальных общностей, разделяя прежде единые этнические сообщества на независимые потоки социокультурного развития людских масс. Информационный глобализм ХХI века преодолевает в своем максимуме порог времени как «протяженной», длительной, растянутой в исторической преемственности реальности и определяет мир как чистый феномен «раскрепощенной энергии», как непрерывное пробуждение первородной силы «небытия» в глубинах мирового «вакуума».

Действительным выражением исторической стихии «социального вакуума» и выступает глобальный социум, способный «разрядить» свой свободный потенциал как в разрушительном взрыве тотальной мировой войны, так и в созидательном преображении действительности. В контексте наблюдаемого сжатия социально-исторического времени в интервал нулевой длительности онтологическая структура времени теряет качественную однородность, однозначную непрерывность и становится дискретным пространством разнородных сил, антиномических возможностей. Действительная динамика социальных сил современной эпохи будет определяться соотношением созидательных и разрушительных потенциалов, деструктивной и творческой свободы человека в осуществлении своего ближайшего будущего, когда ход мирового времени становится производной функцией «очеловеченного», а скорее «расчеловеченного», пространства».

Таким образом, темпоральная динамика мировой целостности обозначает реалиями информационно-глобального социума точку бифуркации в историческом развитии человечества – перехода от естественной необходимости к игре «раскрепощенных сил» человеческого духа. В данной проекции «будущее человечества» оказывается «открытым пространством» исторической реализации человеческой свободы, способной и к совершенствованию коллективной жизни людей на основе идеи «общего блага» совместной жизни, и к уничтожению их совместного будущего. Будем надеятться, что «игры разума» не зачеркнут историческую жизнь человечества, а подтолкнут людей к творческому самоопределению, к сознательному, продуманному, созидательному претворению своего будущего: свет творчества становится спасительным направляющим лучом нашего разума в утверждении вселенского будущего человечества.

Сегодня перед научно-философской мыслью все более отчетливо возникает актуальнейшая задача определения «истинного субъекта» целенаправленного претворения «разумного будущего» человечества, способного преодолеть глобальные антагонизмы нашего времени и утвердить гармоничный строй глобального социума. Цивилизованный Запад как исторический лидер современного мирового сообщества исчерпал свой созидательный ресурс и готов пожертвовать ради собственных амбиций судьбой всего человечества. Какие духовные качества должны быть присущи Новому лидеру мирового сообщества, нацеленному на созидание, сохранение и совершенствование бытия? Кто дальше поведет за собой род людской к построению гармоничного общества «свободы, равенства, братства»? Кто проложит пути в гуманистическое царство «творческой благодати»? Мир ждет Спасителя человечества от его собственного безумия. Если такой субъект не найдется, то гибель человечества свершится уже в нашем столетии.

 

Гореликов Л.А. – доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной Академии наук 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован