Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
01 марта 2019
5142

Как Россия решала проблему внешней задолженности Советского Союза

Main an

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источниками финансированию. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование займов и кредитов, нарушение сроков выполнения долговых обязательств обусловили значительный рост внешней задолженности развивающихся стран.

Среди развивающихся стран в конце прошлого столетия наиболее значительную внешнюю задолженность имели латиноамериканские государства. В частности, Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира.

В последние годы наиболее быстрыми темпами увеличивалась внешняя задолженность Китая, которая к середине 90-х годов прошлого столетия возросла до 100 млрд. долл. Крупными должниками в азиатском регионе остаются Индонезия, Индия, Южная Корея и Турция.

 

Внешний долг Советского Союза

 

Историческая справка. До первой мировой войны Россия по объему внешнего долга занимала первое место в мире, а по общей сумме государственного долга занимала второе место в мире после Франции.  В 1917 г. накануне Октябрьской революции государственный долг России (с учетом гарантированных правительством железнодорожных и ипотечных займов) составлял 41,6 млрд. руб. в том числе внешний долг - 14, 9 млрд. руб.*

Пришедшее к власти в России в феврале 1917 г. временное правительство поступило весьма цивилизовано, признав царские долги. В марте было принято специальное постановление, по которому правительство «приняло к непременному исполнению все возложенные на государственную казну при прежнем правительстве денежные обязательства».

Напротив, правительство большевиков, совершив переворот и захватив власть, 21 января 1918 г. специальным постановлением президиума ВЦИК приняло декрет, в соответствии с которым все государственные займы прошлых правительств, включая иностранные, а также государственные гарантии по частным займам аннулируются безусловно и без всяких исключений.

На протяжении 20-х годов попытки решить проблему царских государственных долгов предпринимались неоднократно. После провала Генуэзской и Гаагской конференции Англия, Франция и США попытались преодолеть разногласия путем двусторонних переговоров, но и они не имели успеха.

Советский Союз был нетто экспортером капитала, финансовая помощь зарубежным странам превышала полученные кредиты от иностранных государств.  Внешний долг Советского Союза в 1985 г. составлял всего 28,3 млрд. долл. Однако к началу 90-х годов внешняя задолженность СССР увеличилась почти в 3,5 раза.

После распада СССР в начале 90-х годов и взятия на себя обязательств от имени стран СНГ по задолженности бывшего СССР, переоформленная задолженность России составляла 95,1 млрд. долл., в том числе правительствам иностранных государств - 57, 2 млрд. долл. и коммерческим банкам, и фирмам - 37, 9 млрд. долл.

Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на банковские кредиты. Кроме того, 20,5% — приходилось на задолженность по клирингу и текущим расчетам с бывшими социалистическими и развивающимися странами, 10,1% — другие операции (коммерческие кредиты, аккредитивы, инкассо), 5,2% — задолженность по полученным государственным кредитам от бывших социалистических стран, 3,1% — задолженность международным финансовым организациям, 1,4% — облигационные займы, 1,3% — задолженность организациям бывшего СССР.

Непосредственно долг России за период с 1991 по 2000 гг. составил 55 млрд. долл. Большая часть долга является «официальной», поскольку заемщиком и гарантом по займам выступает государство. Остальная часть долга распределяется между международным финансовым организациям и коммерческими банками.

Таким образом, с учетом долгов СССР общий долг России на начало 2001 г. (без задолженности по ГКО-ОФЗ) составлял 155  млрд. долл.

Проектом государственного бюджета России на 2001 г. были предусмотрены внешние заимствования в размере около 5 млрд. долл. Таким образом, можно предположить, что в ближайшие годы внешний долг России превысит 160 млрд. долл., и страна будет прочно занимать первое место в мире среди государств-должников.

 

Таблица № 1

Динамика роста внешняя задолженность России (млрд. долл.)

Годы

Всего

% к ВВП

Долгосрочная

Краткосрочная

 

 

 

 

 

1985

28,3

3,5

21,4

6,9

1986

30,7

3,7

23,3

7,4

1987

38,3

4,3

29,7

8,6

1988

42,2

4,4

31,0

11,2

1989

53,9

5,2

35,7

18,2

1990

59,8

5,7

48,0

11,8

1991

95,1

9,1

82,5

12,6

1992

105,4

11,5

64,9

13,1

1993

110,4

12,8

73,1

8,3

1994

119,8

15,5

80,1

10,0

1995

120,4

17,1

80,6

12,8

1996

125,0

1997

123,5

1998

133,8

1999

143,2

2000

155,0

2020*

212,0

 

* Оценка

 

Источник: Составлено по: Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ) № 141, 10 декабря 1994 г.; Московские новости № 14, 3 апреля 1996 г.; Научный парк № 1(7), 1997 г., Московские новости «Время», № 134, 11 декабря 1998 г.

 

Среди отдельных стран по состоянию на начало 2000 г. наибольшую задолженность Россия имела перед Германией (27,6 млрд. долл.), затем  следовали следующие страны: Италия (6,1 млрд. долл.), Япония (4,3 млрд. долл.), Франция (3,9 млрд. долл.), США (3,5 млрд. долл.), Австрия (3,0 млрд. долл.), Великобритания (1,4 млрд. долл.), Канада (1,4 млрд. долл.), Южная Корея (1,2 млрд. долл.) Кувейт (1,2 млрд. долл.), Нидерланды (0,7 млрд. долл.), Финляндия (0,7 млрд. долл.), Швейцария (0,5 млрд. долл.), Австралия (0,3 млрд. долл.), Объединенные Арабские Эмираты (0,3 млрд. долл.), Бельгия (0,2 млрд. долл.), Дания (0,2 млрд. долл.), Португалия (0,1 млрд. долл.), Дания (0,2 млрд. долл.), Швеция (0,1 млрд. долл.). Задолженность бывшим социалистическим странам составляла 15,2 млрд. долл..[1]

Следует подчеркнуть, что с начала 90-х годов началась работа по урегулированию проблемы внешней задолженности России в отношении основных групп кредиторов: стран-членов Парижского и Лондонского клубов.

Парижский клуб.[2] Суммарная задолженность России странам-членам Парижского клуба на середину 1996 г. оценивалась в 38,7 млрд. долл. В 1992-1993гг. Россия получала лишь краткосрочные трехмесячные отсрочки платежей.

В период с 1993 по1995 гг. Россия заключила с Парижским клубом ряд временных соглашений о реструктуризации платежей, приходящихся на указанные годы.

В 1994 г. впервые удалось добиться реструктуризации части просроченных и текущих платежей на 7,3 млрд. долл. на достаточно выгодных для России условиях.

В 1995 г. Правительство России заключило соглашение с Парижским клубом официальных кредиторов о реструктуризации долгов бывшего СССР на общую сумму  8 млрд. долл., в том числе 4,9 млрд. долл., подлежащих оплате в 1995 г. и о перепрофилировании части долга бывшего СССР на сумму 3,1 млрд. долл., реструктуризованного в 1993 г.

С кредиторами была достигнута договоренность об отсрочке выплаты долгов (27 млрд. долл.) бывшего СССР, подлежащих погашению в 1992-1995 гг. В 1996 г. Россия выплатила странам — членам Парижского клуба 1,1 млрд. долл.

В апреле 1996 г. России удалось добиться от официальных кредиторов Парижского клуба консолидации долговых платежей текущих и долгосрочных и беспрецедентной реструктуризации задолженности, как по объемам, так и по срокам. Общий объем долга, подпавший под реструктуризацию, составлял около 38 млрд. долл., а согласованная отсрочка по уплате - 25 лет, включая 6-ти летний льготный период.

На сопоставимых условиях велась работа по урегулированию задолженности бывшего ССС перед странами - кредиторами, не вошедшими в Парижский клуб — Саудовской Аравией, ОАЭ, Кувейтом, Уругваем, Южная Кореей и др.

 До финансового кризиса 1998 г. Россия продолжала обслуживать и погашать свои собственные долги в полном объеме без каких-либо отсрочек. Однако, объявление «дефолта», тяжелое финансовое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства перед Парижским клубом вынудили правительство России начать очередной раунд переговоров о реструктуризации задолженности бывшего СССР.

В июле 1999 г. переговоры завершились подписанием соглашения о реструктуризации выплат в счет обслуживания советской задолженности, приходящейся на 1999-2000 гг. (около 8,1 млрд. долл.).

Задолженность бывшего СССР перед странами «Большой семерки», подлежащая урегулированию в рамках Парижского клуба на начало 2001 г. составляла 33,1 млрд. долл., в том числе на Германию приходилось – 16,9 млрд. долл., Италию – (5,3), США  - (3,0), Францию – (2,5), Японию – (2,4), Канаду – (1,7), и Великобританию – (1,2 млрд. долл.).

В 2001 г. Правительство России пыталось найти взаимоприемлемое решения вопроса дальнейшего исполнения своих обязательств в рамках Парижского клуба, исходя из текущей ситуации в стране.

На встрече лидеров ведущих капиталистических стран в Галифаксе (Канада - 1995 г.) были достигнуты договоренности о необходимости всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга бывшего СССР, что позволило России завершить переговоры с другими кредиторами, такими как Лондонский клуб, региональные клубы, и завершить процесс реструктуризации всей суммы внешнего долга бывшего СССР.

Лондонский клуб.[3] Общая задолженность России Лондонскому клубу кредиторов в середине 90-х годов составляла 28 млрд. долл. В 1995 г. между Россией Лондонским клубом было подписано соглашение о порядке и графике выплаты процентов по задолженности бывшего СССР частным банкам, которую Россия признала, как собственную.

В 1996 г. была достигнута договоренность о реструктуризация российского долга Лондонскому клубу, согласно которой выплата основной части долга должны были производиться в течение 15 лет.

Долги России Лондонскому клубу были оформлены в виде двух долговых инструментов: облигации PRIN и IAN. В облигации PRIN была оформлена задолженность бывшего СССР на сумму 22,5 млрд. долл.  со сроком погашения 2002-2020 годы. В облигации IAN оформлены просроченные проценты, примерно на 6 млрд. долл.

В 1995 г. Россия выплатила банкам Лондонского клуба 500 млн. долл. в счет погашения просроченных за 1992–1994 гг. процентов. Для этого был открыт специальный счет в Банке Англии, который играет роль доверительного посредника между Россией и Лондонским клубом. До финансового кризиса 1998 г. Россия в срок выполняла свои обязательства по погашению задолженности перед Лондонским клубом.

Однако, объявление «дефолта», тяжелое финансовое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства перед Лондонским клубом вынудили правительство России в конце 1998 г. начать очередной раунд переговоров о реструктуризации задолженности бывшего СССР.

 В результате в феврале 2000 г. было заключено соглашение «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. К тому времени общая сумма задолженности в рамках Лондонского клуба составляла 32,3 млрд. долл.

Параметры урегулирования предусматривали списание 36,5% основной суммы долга и 33% облигаций Внешэкономбанка. Оставшаяся сумма конвертировалась в еврооблигации, под гарантии Российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с 7-ми летним льготным периодом.

По итогам переговоров и достигнутых договоренностей с Лондонским клубом кредиторов было выпущено Постановление Правительства Российской Федерации «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов», которое определило порядок и график выплаты по долговым обязательствам России.

Таблица № 2

 

График погашения основной суммы долга внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2010 г.

 

Дата выпуска

 

Погашение (процентов)

31.03.2006

 

10,055

 

30.09.2006

 

10,055

 

31.03.2007

 

10,055

 

30.09.2007

 

10,055

 

31.03.2008

 

10,055

 

30.09.2008

 

10,055

 

31.03.2009

 

10,055

 

30.09.2009

 

10,055

 

31.03.2010

 

10,6

 

 

Таблица № 3

График погашения основной суммы долга внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2030 г.

 

Дата

 

Погашение (процентов)

31.03.2007

 

0.5

 

30.09.2007

 

0.5

 

31.03.2008

 

0.5

 

30.09.2008

 

0.5

 

31.03.2009

 

2

 

30.09.2009

 

2

 

31.03.2010

 

2

 

30.09.2010

 

2.5

 

31.03.2011

 

3

 

30.09.2011

 

3

 

31.03.2012

 

3

 

30.09.2012

 

3

 

31.03.2013

 

3

 

30.09.2013

 

3

 

31.03.2014

 

3

 

30.09-2014

 

3

 

31.03.2015

 

3

 

30.09.2015

 

3

 

31.03.2016

 

3

 

30.09.2016

 

3

 

31.03.2017

 

3

 

30.09.2017

 

3

 

31.03.2018

 

3

 

30.09.2018

 

3

 

31.03.2019

 

4

 

30.09.2019

 

4

 

31.03.2020

 

4

 

30.09.2020

 

4

 

31.03.2021

 

3

 

30.09.2021

 

3

 

31.03-2022

 

3

 

30.09.2022

 

3

 

31.03.2023

 

2

 

30.09.2023

 

2

 

31.03.2024

 

2

 

30.09.2024

 

2

 

31.03.2025

 

0.5

 

31.09.2025

 

0.5

 

31.03.2026

 

0.5

 

31.03.2026

 

0.5

 

31.03.2027

 

0.5

 

31.03.2027

 

0.5

 

31.03.2028

 

0.5

 

31.03.2028

 

0.5

 

31.03.2029

 

0.5

 

31.03.2029

 

0.5

 

31.03.2030

 

0.5

 

 

Первый платеж в размере 275 млн. долл. кредиторам Лондонского клуба по реструктурированному долгу бывшего СССР, был перечислен «Внешэкономбанком» фискальному агенту «Chase Manhattan Bank» 25 сентября 2000 г. в день выпуска новых еврооблигаций. В тот же день «Chase Manhattan Bank» выплатил средства кредиторам.

Платежи по новым облигациям растянуты на несколько лет. В семилетний льготный период Россия будет платить только проценты по льготной ставке. В эти годы общие выплаты будут относительно небольшими около 600 млн. долл. в год

Международное рейтинговое агентство «Fitch» в конце августа 2000 г. присвоило рейтинг «В» десяти и тридцатилетним еврооблигациям, выпущенных вместо долгов Лондонскому клубу. Одновременно до этого же уровня был поднят рейтинг остальных российских евробондов.

 Поскольку повышение рейтинга ожидалось основными игроками рынка долговых обязательств, цены российских внешних долгов практически не изменились.

 

*       *       *

По существовавши на тот момент оценкам к 2020 г. России предстояло выплатить по долговым обязательствам 212 млрд. долл., из них 70 млрд. долл. - проценты по основному долгу.

В проекте бюджета Российской Федерации на 2001 г. были предусмотрены выплаты по внешним долгам в размере 11,3 млрд. долл., из них 5,2 млрд. долл. планировалось направить на погашение основной суммы долга и 6,1 млрд. долл. на выплату процентов по кредиту.

Если Парижский клуб кредиторов не реструктурирует России долги бывшего СССР, то выплаты по внешнему долгу могут составить порядка 14,5 млрд. долл. Правительство рассчитывает, что на обслуживание внешнего долга в 2001 г. удастся привлечь иностранных кредитов на 2-4,7 млрд. долл.

В 2003 г., 2005 г., 2008 г., выплаты по внешним долгам могли составить 14-16 млрд. долл. Основные выплаты приходились на новый российский долг, на платежи международным финансовым организациям (8-10 млрд. долл.), которые нельзя реструктурировать. Рефинансирование этих платежей в форме новых заимствований у тех же организаций будет означать перенос сроков концентрации платежей на 3-5 лет, кардинально не меняя ситуацию.

Таким образом, при существующих графиках платежей России придется направлять на погашение государственного внешнего долга до 50% доходов федерального бюджета. По международным стандартам долговое положение России остается сложным.

При сохранении этих тенденций России предстоит дополнительно изыскивать в ближайшем десятилетии ежегодно около 8,2 млрд. долл. только на погашение уже накопленного внешнего долга.

Если учесть, что экспорт России не так велик, а критический уровень платежей по внешнему долгу оценивается в 15-20% годовой экспортной выручки, то Россия быстро приближается к опасному пороговому рубежу.

При сохранении нынешних тенденций уже к началу XXI века наша страна может оказаться в пресловутом порочном круге, когда ей придется привлекать новые займы только на выплату процентов по уже накопленному внешнему долгу.

Внешний долг оказывает растущее давление на федеральный бюджет. С начала 90-х годов прошлого столетия в его доходную часть закладывались крупные поступления от внешних займов и кредитов. Доля внешних источников покрытия дефицита федерального бюджета составляла в 1995 г. 54,4%, в 1996 г. - 36,7%, в 1997 г. - 45,4%.

В то же время расходы на погашение внешнего долга стали одной из главных статей расходной части федерального бюджета. Это более чем серьезная угроза для политического суверенитета и экономической самостоятельности России.

Выполнять свои обязательства в полном объеме Россия сможет если ее экономика будет расти примерно на 3-4% в год, а выплаты по долгам не будут превышать 3-4 млрд. долл. в год. Более значительные ежегодные выплаты долгов будут оказывать негативное влияние на темпы экономического роста.

Смягчить решение проблемы внешней задолженности может частичное списание долгов, преимущественно долгов бывшего СССР, а также новая реструктуризация долговых обязательств России в рамках Парижского клуба кредиторов на условиях заключенного соглашения с Лондонским клубом.

Однако даже глубокая реструктуризация внешней задолженности России не меняет кардинальным образом ситуацию, а лишь откладывает решение серьезной проблемы на более длительный срок.

В выработке общей стратегии решения внешней задолженности могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы. Существуют возможности решения долговой проблемы, за счет использование дебиторской задолженности иностранных государств бывшему СССР.

Один из вариантов решения внешней задолженности может быть взаимозачёта схема. Россия за долги переуступает Парижскому клубу права требований на свои финансовые активы, то есть долги России со стороны третьих стран. Такой вариант решения проблемы может быть осуществлен лишь при поддержке лидеров ведущих промышленных держав («Группа семи»).

Возможна конверсия части долга в инвестиции, т.е. долевое участие инвесторов в акциях российских компаний. Возможна передача других активов, включая российскую собственность за рубежом.

Историческая справка: Первая программа капитализации внешнего долга была разработана в Бразилии в 1983 г. Иностранным кредиторам было разрешено проводить обменные операции типа «долг-акции» в рамках существовавшей национальной системы регулирования иностранных инвестиций. В соответствии с этой программой 1,8 млрд. внешней задолженности Бразилии было переведено в акции промышленных компаний и финансовых организаций. Большая часть этих операций пришлась на конверсию межфирменного долга бразильских филиалов западных ТНК в прямые инвестиции.

Программа капитализации внешнего долга Аргентины была разработана в 1992 г. и предусматривала перевод долговых обязательств в акции на общую сумму в 1,9 млрд. долл.

В 1986 г. была разработана программа капитализации внешней задолженности Мексики. К концу 80-х годов было проведено свыше 200 операций по конверсии внешней задолженности на общую сумму более 3-4 млрд. долл. Конверсионные операции распространялись и на частные долги национальных инвесторов.

Как показал опыт отдельных стран Латинской Америки, капитализация внешнего долга имеет ряд положительных моментов, в частности, сокращается отток финансовых средств в счет оплаты основной части долга и процентов, привлекаются иностранные инвесторы, происходит структурная перестройка местной финансовой системы и др.

Для России проблема конверсии внешнего долга связана, прежде всего, с незначительной общей суммой капитализации фондового рынка (около 50 млрд. долл.) и достаточно значительной внешней задолженностью, возможной к переводу в акции.

К нетрадиционным методам решения проблемы внешней задолженности можно отнести товарообменные сделки «долги за природу». Суть их состоит в том, что Мировой банк или заинтересованная группа защитников природы выкупает у кредитора по существенно сниженной стоимости (либо получает безвозмездно) часть внешнего, который страна выплатить не в состоянии.

 Затем данная сумма передается в Центральный банк заемщика и конвертируется в местную валюту или в ценные бумаги, выраженные в местных денежных знаках. Получаемые таким образом средства используются на проведение природоохранных мероприятий в стране-должнике и, соответственно списывается часть внешней задолженности.

В счет погашения части внешнего долга может быть использована передача части национальной квоты по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов.

На 3-ей Международной конференции по глобальному потеплению, которая состоялась в декабре 1997 г. в Японии (Киото), было достигнуто международное соглашение по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

В частности, в соответствии с этим соглашением к 2008- 2012 годам промышленно развитые страны обязаны сократить выбросы в атмосферу парниковых газов (особенно СО 2) до уровня 1990 года. В этой связи страны ЕС должны сократить выбросы на 8%, США – на 7%, Япония – на 6%.

В России в связи со значительным спадом промышленного производства ситуация прямо противоположная. В 1998 г. выброс парниковых газов в России составляет 70% от уровня 1990 г. По подсчетам специалистов Мирового банка к 2010 году эти выбросы будут на 4% меньше, чем в 1990 г.

Россия имеет возможность продать часть неиспользованных квот на выброс парниковых газов, что составит около 250 млн. т в год. Торговля неиспользованной частью квот на выброс в атмосферу парниковых газов может принести России от 3 до 10 млрд. долл. Таким образом, именно эта сумма может быть предметом переговоров о решении проблемы внешней задолженности России.

Однако даже глубокая реструктуризация внешней задолженности России, использование нетрадиционных методов погашения внешнего долга не меняет кардинальным образом ситуацию, а лишь откладывает решение серьезной проблемы на более длительный срок.

Значительные масштабы внешней задолженности России на платежеспособность России, ее имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного риска.

Аналитическое подразделение журнала «Экономист» (Великобритания) проводит ежеквартальные исследования кредитного риска в 82 странах мира. Указанный показатель рассчитывается по 100-балльной шкале, исходя из учета 27 параметров, макроэкономических показателей и критериев, среди которых основными являются размеры и структура внешней задолженности, состояние платежного баланса по текущим операциям, особенности экономической политики, степень политической стабильности и др.

В исследовании, проведенном в конце 1999 г., Россия набрала 95 баллов, что означает наличие очень высокого риска для кредиторов. По этому показателю Россия заняла одно из последних мест в мире, уступая лишь нескольким странам, включая Ирак, который набрал 100 баллов, что свидетельствовало о наличии максимального риска для иностранных кредиторов.

О надежности страны в качестве финансового партнера свидетельствует также индекс кредитоспособности, разработанный экспертами американского финансового журнала «Institutional Investor». Кредитоспособность стран определяется на основании опроса специалистов из 100 ведущих банков мира.                По версии этого журнала в марте 1999 г. из 135 стран мира по уровню кредитоспособности Россия занимала 98-е место. Индекс кредитоспособности России составил 19,9, что почти в 2 раза меньше, чем в среднем по всем странам (38,9) и в 4 с лишним раза меньше, чем у стран, занявших ведущие позиции в данном списке - Германия (91, %), Швейцария (91,5), Япония (91,0), США (90,0).

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

* «Эксперт» № 25, 5 июля 1999 г., стр. 22

[1] Московские новости «Время», № 134, 11 декабря 1998 г.

[2] Парижский клуб был образован в 1956 г. из представителей ряда западноевропейских стран-кредиторов Аргентины, которые собрались в Париже для выработки единой позиции по урегулированию внешней задолженности Аргентины. В начале 80-х годов разразился кризис внешней задолженности развивающихся стран и регулярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования общих подходов на двусторонних переговорах со странами-должниками. В рабочих заседаниях Парижского клуба принимают участие представители таких международных организаций как МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНКТАД и др.

[3] Лондонский клуб объединяет около 600 иностранных коммерческих банков-кредиторов бывшего СССР и России.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован